Жизнь буддийских монахов:
обеты, учение и путь духовного совершенствования

Буддийские монахи сознательно отказываются от мирской жизни, чтобы посвятить себя духовной практике, изучению учения Будды и медитации. Жизнь монахов (бхикшу) — путь самоотречения, внутренней дисциплины и служения другим. Их обеты и строгий распорядок дня помогают сосредоточиться на духовном развитии и освобождении от страданий. Эта практика, уходящая корнями в учение Будды, остаётся актуальной и в современном мире.

Как становятся буддийскими монахами

Община монахов и монахинь, которые совместно практикуют учение Будды, называется Сангха. Она играет ключевую роль в буддийской традиции, обеспечивая поддержку каждому её члену в духовном развитии. Сангха также взаимодействует с мирянами, принимая подаяния и проводя ритуалы. В буддийские монастыри обычно принимают как детей, так и взрослых. Возраст вступления варьируется в зависимости от традиции и страны. В странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Мьянма, Лаос) мальчики могут пройти обряд временного посвящения уже в 7–8 лет. Они начинают как монахи-послушники (шраманера) и живут в монастыре, обучаясь основам монашеской жизни. 

В тибетской традиции в монастыри зачастую отправляют подростков или молодых людей, но также принимают и взрослых, решивших посвятить себя духовному пути. Для принятия в монашество необходимо согласие родителей (если человек младше 18 лет) и желание самого кандидата. Будущий буддийский монах проходит обряд посвящения, во время которого он сбривает волосы, облачается в монашеские одежды и даёт обеты.

Исторически буддийские монастыри Непала и Тибета всегда имели огромное значение, но в прошлом становление монаха могло быть связано не только с духовным путем, но и с экономическими условиями. Бедные семьи отправляли своих сыновей в монастыри, чтобы обеспечить им достойное место для жизни, а также образование. Такие решения были связаны с желанием улучшить положение семьи, а также предотвратить возможные трудности, если отец не мог позволить себе обеспечить будущее сына. 

Предоставление пищи, жилья, а также духовного образования и медицинской помощи было частью монашеской жизни. Для детей из бедных семей обучение в монастыре было единственным выбором, так как другие пути образования были ограничены. Помимо финансового обеспечения и получения образования считалось, что отдавая сына в монастырь, родители обеспечивали ему благословение и защиту на духовном пути. Мальчики, став монашествующими, посвящали свою жизнь служению Будде и монастырской общине. Буддисты верили, что такой шаг это не только акт духовного очищения для самого ребёнка, но и способ накопления заслуг для всей семьи. 

Мальчики обычно становились монахами в возрасте от 7 до 15 лет. Обычно в этот период их вводили в монастырь, где они начинали обучаться основам буддийской философии, медитации, ритуалам и другим аспектам монашеской жизни. В некоторых случаях, если семья была очень бедной, старший сын мог быть отправлен в монастырь в раннем возрасте, чтобы помочь семье сэкономить средства на его воспитание.

Зачем буддийские монахи бреют голову

Когда монах попадает в общину он сбривает свои волосы. Избавление от волос символизирует отказ от привязанности к физической красоте и удовольствиям. Волосы традиционно ассоциируются с личной идентичностью и мирскими желаниями, поэтому сбривание волос с головы в буддизме — это акт освобождения от этих привязанностей и напоминание о том, что внешний вид не имеет значения для монаха, который сосредоточен на духовном пути, а также демонстрация того, что монах готов следовать учению Будды и подчиняться монашеским правилам.

Волосы могут быть связаны с гордостью или социальным статусом и их удаление показывает, что монах отказывается от этих внешних атрибутов. Кроме того, монашеский путь требует простоты и отсутствия излишеств, а бритьё головы способствует упрощению ухода за собой. В буддизме физическое очищение часто воспринимается как метафора для внутреннего очищения, очищения ума от привязанностей, страстей и невежества. В отличие от мирской жизни, где часто уделяется много внимания внешнему виду, монахи стремятся жить в условиях минимализма и сосредоточения на внутреннем развитии. Таким образом, процесс бритья головы у буддийских монахов представляет собой не только практическую, но и глубокую символическую практику, отражающую их стремление к внутреннему освобождению, смирению и духовному развитию.

Обеты и образ жизни буддийских монахов

Обеты буддийских монахов формируют основу их жизни и помогают создать условия для духовного развития, сосредоточенности и осознания. Главная цель принятия монашеских обетов — очищение ума от привязанностей, негативных эмоций и отвлечений, что позволяет глубже следовать учению Будды и продвигаться на пути к просветлению.

Монахи обязаны следовать своду правил, известному как Патимоккха. Количество правил варьируется в зависимости от монашеской традиции и степени посвящения. Одним из первых шагов на пути монашества является принятие десяти обетов. Эти обеты для новичков (шраманера) включают отказ от убийства живых существ, воровства, лжи, сексуальной активности, употребления веществ, пения, танцев, использования украшений, мягких кроватей, еды после полудня и контакта с деньгами. Каждый из этих обетов направлен на развитие самодисциплины и ослабление привязанности к материальным благам и чувственным удовольствиям.

Для полностью посвящённых монахов, называемых бхикшу, существует 227 обетов, которые более детально регламентируют их повседневную жизнь. Эти правила касаются таких аспектов, как поведение, речь, межличностные отношения и взаимодействие с мирянами. Например, монахам запрещается упрекать или критиковать других монахов публично, принимать подарки, которые могут вызвать привязанность, или участвовать в коммерческих сделках. Эти строгие ограничения помогают монаху направлять все свои усилия на духовную практику и избегать ситуаций, которые могут отвлекать или создавать конфликт.

Особое внимание уделяется обетам, связанным с правильным поведением в общине. Монах должен быть честным, уважительным, скромным и не стремиться к славе или материальным благам. Его поведение должно служить примером для окружающих и способствовать укреплению гармонии в общине. Это включает не только соблюдение обетов, но и осознанность в повседневных действиях, таких как еда, речь и выполнение обязанностей. При нарушении обетов монах обязан публично признаться в проступке перед общиной. Это является важной частью дисциплины и помогает ему осознать свои ошибки, восстановить гармонию и укрепить свою решимость следовать пути Дхармы. Некоторые нарушения считаются особо серьёзными и могут привести к исключению из монашеской общины. Например, такие действия, как умышленное убийство или мошенничество, являются несовместимыми с монашеским статусом.

Распорядок дня буддийского монаха

Распорядок дня буддийского монаха в монастыре строго регламентирован и направлен на поддержание дисциплины, сосредоточенности и духовного развития. Он включает время для медитации, изучения текстов, молитв и выполнения обязанностей по поддержанию монастыря. Хотя расписание может варьироваться в зависимости от традиции и конкретного монастыря, основа остаётся неизменной.

День монаха начинается рано утром, обычно между 4 и 5 часами утра. Первое, с чего начинается утро, — это медитация. Утренняя практика помогает настроиться на новый день, очистить ум и сосредоточиться на настоящем моменте. После медитации монахи бхикшу участвуют в коллективных молитвах и чтении сутр. Эти ритуалы укрепляют их связь с учением Будды и способствуют духовному очищению. После утренних практик следует приём пищи. Буддийские монахи едят только дважды в день, причём последний приём пищи приходится на полдень. Завтрак может быть скромным, а основная еда — около 11 часов. Продукты обычно приносятся мирянами в качестве подаяния, что является частью духовной практики как для самих монахов, так и для тех, кто жертвует пищу.

После еды монахи уделяют время изучению священных текстов, философии и этики. В монастырях Тибета и Непала значительное внимание уделяется изучению текстов на санскрите или тибетском языке, а также философским диспутам. В южных традициях изучение Дхармы сопровождается комментированием сутр и размышлением над их содержанием.

Дневное время в буддийском монастыре включает выполнение различных обязанностей. Это может быть уборка, работа в саду, подготовка к ритуалам или помощь в обучении новичков. Такие задачи помогают поддерживать чистоту и порядок, а также развивают умение служить общине. Также днем монахи проводят дебаты. Увидеть открытые дебаты между монахами своими глазами можно в монастыре Сера во время нашего тура в Тибет.

Вечером монахи снова собираются для совместной медитации и молитв. Это время предназначено для подведения итогов дня, освобождения от накопившихся эмоций и подготовки к ночному отдыху. Спят монахи около 4–6 часов в день. Считается, что лишнее время сна может способствовать лени и отвлечению от духовной практики.

Одежда буддийских монахов

Одежда буддийских монахов, называемая кашая, имеет глубокое символическое значение и отражает приверженность аскетическому образу жизни. Эти одеяния были разработаны ещё во времена Будды Шакьямуни и сохраняют свой традиционный вид до сих пор, хотя могут немного различаться в зависимости от буддийской школы, страны и климата. 

Основным элементом монашеской одежды является роба — свободное прямоугольное одеяние, которое драпируется вокруг тела. В традициях Тхеравады монахи носят три основные одежды: нижнюю накидку (антравасаку), верхнюю накидку (уттарасангу) и дополнительную накидку для холодной погоды (сангхати). Эти элементы одежды часто шьются вручную из лоскутов ткани, что символизирует смирение и отказ от материального изобилия. Цвет роб может варьироваться от шафранового и коричневого в южных традициях до бордового или оранжевого в тибетских монастырях.

Цвет одежды имеет своё значение. Например, шафрановый и жёлтый цвета в южном буддизме ассоциируются с отрешённостью и духовной чистотой. В Непале и Тибете бордовый цвет символизирует энергию и силу, необходимые для духовной практики. Материал для роб традиционно выбирался простой и недорогой, часто использовались обрезки ткани, которые окрашивались натуральными красителями. Монашеская одежда должна быть функциональной и подходить для аскетической жизни. Она не имеет карманов или излишеств и может быть легко адаптирована к разным условиям. Например, накидка может использоваться как подстилка для сна или защита от солнца. Монахи носят минимальное количество одежды, чтобы напоминать себе о непривязанности к материальному и избавиться от ненужного.

Чему учат монахов в буддийских монастырях

Обучение буддийских монахов охватывает широкий спектр дисциплин и практик, направленных на развитие духовного понимания, медитации, моральных принципов и служения обществу. В монастырях монахов обучают не только основам буддийской философии, но и этическим стандартам, медитативным техникам и тому, как вести монашескую жизнь.

Основой буддийского учения являются Четыре благородные истины, которые объясняют причины страдания и путь к его прекращению. Первая истина указывает на то, что жизнь наполнена страданиями, болезнями, старением и смертью. Вторая объясняет, что страдание возникает из-за привязанности, желания и невидения реальности. Третья утверждает, что страдание можно прекратить, освободившись от этих привязанностей, а четвёртая раскрывает путь к прекращению страдания через Восьмеричный путь. 

Восьмеричный путь включает правильное воззрение, намерение, речь, поведение, образ жизни, усилие, осознанность и сосредоточенность. Также монахи изучают три основные характеристики существования: непостоянство, страдание и безличность, которые помогают понять природу реальности.

Особое внимание уделяется этике и моральным принципам. Монахи обязаны следовать строгим нравственным законам, среди которых запрет на убийство живых существ, кражу, ложь, аморальные действия и употребление наркотиков.

Для монахов существуют дополнительные обеты, такие как отказ от личной собственности, что помогает сосредоточиться на духовной практике и избавиться от привязанности к материальным благам. 

аштамангала - 8 благоприятных символов буддизма

Одной из важнейших частей монашеского обучения является медитация. Монахи обучаются различным медитативным практикам, таким как випассана, направленная на развитие проницательности и осознания природы реальности, самадхи, которая помогает достигать глубокой концентрации, а также метта-бхавана — медитации на доброту и сострадание, направленной на развитие любви ко всем живым существам.

В монастырях монахов также обучают буддийской логике и философии, изучению трудов великих философов, таких как Нагарджуна и Шантидева. Это помогает развивать умение рассуждать о природе реальности, пустоте, причинах и следствиях, а также об учениях Будды.

Важным аспектом является стремление развивать такие качества, как щедрость, терпение, усилие, медитация и мудрость, которые известны как шесть перфекций или парамит. В некоторых монастырях монахи изучают тибетскую медицину, тантру и астрологию, которые помогают понять баланс тела, разума и духа, а также взаимосвязь между человеком и космосом.

Важной частью обучения является и изучение священных текстов, таких как Трипитака (Три корзины учений), включающие сутры, правила для монахов (винаю) и буддийскую психологию и философию (абхидхарму). Монахи должны осваивать эти тексты и учения, чтобы углублять своё понимание буддизма и передавать знания последующим поколениям.

В монастырях монахов обучают не только духовной практике, но и обязанностям, связанным с поддержанием монашеской общины. Это включает в себя помощь в поддержании порядка и чистоты в монастыре, приготовление пищи и проведение ритуалов. 

Все эти практики помогают монаху интегрировать духовные учения в повседневную жизнь и выполнять свою роль в поддержании духовной общины.

Женщины в буддизме

Большинство монахов в буддийских монастырях — мужчины. Но буддизм не отрицает возможности посвящения в монашество для женщин. Женщины, достигшие полного посвящения в буддизме, называются бхикшуни. Однако, путь к монашеству для женщин и их роль в буддийской традиции имеют свои особенности и ограничения.

Первой буддийской монахиней была приемная мать самого Будды — Махапраджапати Готами. Махапраджапати была сестрой матери Будды, Майи, и после её смерти приняла на себя заботу о младенце Сиддхарте. Она воспитала его  и на протяжении всей его жизни была очень близка к Будде. После того как Будда достиг просветления и стал учить, Махапраджапати почувствовала глубокое желание стать монахиней и следовать его учениям. Однако изначально она столкнулась с сопротивлением. Будда не хотел сразу позволить женщинам вступать в монашескую общину, опасаясь, что это может подорвать духовную силу сангхи. Махапраджапати, несмотря на отказ, не сдалась. Она обращалась к Будде с просьбами позволить женщинам вступать в монашество. После долгих уговоров Будда согласился, но с условиями, что женщины должны следовать дополнительным строгим правилам, которые отличались от тех, что применялись к мужчинам. Эти дополнительные правила включали почтение к мужчинам-монахам, даже если они младше по возрасту и духовному статусу.

В теории женское монашество в буддизме существует и развивается, но на практике количество женщин, ставших монахинями, ограничено. Монастырей для женщин меньше, чем для мужчин, и часто женщины, чтобы стать монахинями, должны быть готовы к сложным условиям. В истории тибетского буддизма женское монашество было менее развито и женские монастыри часто испытывали финансовые трудности.

Бхикшуни часто сталкиваются с трудностями в том, чтобы получить должное духовное образование и признание среди мужской монашеской общины. Помимо основных обетов, которые включают отказ от мирских привязанностей, следование дисциплине, воздержание от отношений, соблюдение аскетизма и принятие обязательств в служении общине, для женщин устанавливаются дополнительные правила, которые называются «8 гарундхамм». Согласно им монахиня обязана выражать особое почтение к монаху (бхикшу), вставать и приветствовать его со сложенными ладонями, независимо от того, была ли она посвящена в монахини много лет назад, а он только что принял монашеские обеты. Женщины не имеют права давать любые наставления монахам. Кроме того, бхикшуни, нарушившие обеты, должны отбывать наказание не только перед женской частью общины, но и перед мужской. 

Может ли монах уйти из монастыря

Буддийское монашество — добровольный выбор. Принятие обетов не является простой формальностью, а представляет собой осознанный акт. Монах принимает обеты с полной ответственностью за их соблюдение и с пониманием того, что они открывают путь к более глубокому осознанию, очищению и свободе от страданий. Если человек решает, что не хочет продолжать этот путь и не может следовать данным обетам, он может покинуть монастырь. Такой уход не считается позором и многие буддийские монастыри даже поощряют временное монашество, чтобы люди могли испытать духовную жизнь и затем вернуться к мирским делам.

Если монах решает покинуть монастырь, он всегда имеет возможность вернуться к практикам в будущем и пройти повторное посвящение. В буддизме существует понятие перехода или покаяния, когда человек может вернуться на путь после совершенных ошибок или неправильных решений. Несмотря на то, что уход из монашества означает отказ от следования по пути просветления, в большинстве случаев буддийское сообщество оказывает поддержку и напоминает, что духовный путь не всегда прямолинеен, и каждый человек может вернуться к практике, если почувствует потребность.

Прикоснитесь к уникальным традициям

Мы с радостью ответим на все вопросы, касающиеся туров в Непал. Вы всегда можете написать в Telegram, Whatsapp, Instagram, Вконтакте или отправить письмо по электронной почте namaste@nepalguide.ru. Мы ответим вам в течение суток.

Анастасия
Ваш гид в Непале

Хотите увидеть Гималаи своими глазами?

Задайте свой вопрос или оставьте заявку с помощью электронной почты namaste@nepalguide.ru или социальных сетей в любое удобное для вас время. Мы ответим вам в течение суток.