В 2017 году на заседании комитета управления Guthi Sansthan (GSMC) в Катманду выбрали новую богиню Кумари — трехлетнюю Тришну Шакья из местечка Даллу. Статус живой богини девочка сохранит ровно до момента достижения половой зрелости. Кумари — единственная живая богиня, которой поклоняются как индуисты, так и буддисты. Буквальное значение слова «кумари» — дева.
Кумари всегда выбирают среди юных девочек, не достигших половой зрелости. Неварцы (жители долины Катманду) считают, что кумари получает силы богини Таледжу. Она является человеческим символом чистоты и защиты. После того, как кумари вступает в переходный возраст и у нее начинается первая менструация, ее признают нечистой и начинают поиск новой богини.
Как появилась традиция выбора живой богини
Традиция выбора королевской кумари среди юных девочек берет начало от династии королей Малла, правивших Непалом между 12 и 18 веками. До 1768 года Катманду, Лалитпуром и Бхактапуром правили отдельные короли. У каждого правителя было одно и то же божество-покровитель — Таледжу.
В пантеоне неварцев Таледжу — единственное божество, постоянно связанное с королевской властью. Согласно устной традиции, божество пришло из Индии в Непал в середине четырнадцатого века вместе с Харисишхой Дэвой, королем династии Карнатаков, происходящим из древнего города Айодхьи. После битвы между Хариситхой Дэвой и первым султаном Делийского султаната Гийас ад-Дином Туглак, первый вынужден был бежать в горы и вошел в Непал. Он и принес с собой новую форму Деви.
Кумари и королевская династия Малла
Кумари в Катманду выбирают среди девочек из клана Шакья. На роль богини в Бхактапуре и Лалитпуре отбираются девочки из кланов Шакья и Баджрачарья. У девочки должны быть идеальные глаза и зубы, у нее не должно быть шрамов и она должна быть терпеливой.
Есть несколько легенд, намекающих на власть Кумари над королем. В 17 веке Джайпракаш Малла (последний правитель Катманду из династии Малла) играл в трипасу, древнюю игру в кости, с богиней Таледжу. Во время игры король с любопытством бросил задумчивый взгляд на красавицу-богиню и перестал концентрироваться на игре, так как его охватило сильное любовное желание. Не успел он сделать шаг, чтобы обнять ее, как богиня Таледжу исчезла. Вскоре король услышал голос Таледжу, предупреждающий:
С этого момента ты никогда больше не увидишь меня в моем первоначальном состоянии, потому что ты совершил большое преступление, пытаясь соблазнить меня. Скоро ты будешь наказан смертью. Однако, если ты хочешь искупить свое преступление, построй для меня храм, в котором я буду жить в образе девушки-девственницы из семьи низшей касты

Но существует и другая версия возникновения кумари. Она гласит о том, что храм Кумари Гхар был основан Джайпракашем Маллой, когда богиня Таледжу пришла к нему во сне и сказала: «Скоро ты потеряешь государство, и здесь будет править другая династия. Если хочешь продлить свое правление на несколько лет, построй для меня дом и начни традицию джатры».
Король послушался совета Таледжу и построил Кумари Гхар рядом с тогдашним Королевским дворцом (нынешним дворцом Басантапур). По традиции живая богиня ежегодно посещает храм Таледжу во времена 15-дневного праздника Дашайн. В те времена кумари благословляла короля ставив тику (смесь рисовой муки, красного порошка, йогурта и абира) ему на лоб. Она, по сути, наделяла короля правом править еще на год. Если богиня по ошибке помещала тику не на тот лоб, это приводило к ужасным последствиям.
По традиции премьер-министр и президент и сейчас ищут благословения кумари, касаясь ее стоп. Действия живой богини интерпретируются как предсказания. Например, плач или громкий смех кумари означает серьезную болезнь, дрожь — тюремное заключение, а сбор продуктов — финансовые потери.
Поиск живой богини
Процесс поиска живой богини довольно серьезен и имеет множество критериев. За ритуалом выбора кумари наблюдают пять старших буддистов Баджрачарья, главный королевский священник, священник Таледжу и королевский астролог.
Настоящая кумари непременно должна обладать крепким здоровьем, на теле девочки должны отсутствовать следы шрамов и повреждений, у нее не должно быть месячных, а все зубы должны быть целы.
Как только девочка проходит основной отбор, ее оценивают на предмет совершенства 32 тел — «Баттис Лакшан». Истинная кумари должна обладать следующими признаками:
Тело как баньяновое дерево
Ресницы как у коровы
Шея как раковина
Грудь как у льва
Голос мягкий и чистый как у утки
Тот же гороскоп, что и у Короля
Черные прямые волосы и темные глаза
Нежные и мягкие руки и ноги
Бедра как у оленя
Кумари не должна бояться крови.
Каждой девочке, прошедшей первоначальный отбор, показывают несколько принесенных в жертву буйволов и мужчин в масках, танцующих на крови.
Если ребенок проявляет признаки страха, он считается недостойным силы богини Таледжу. Девочка, проявляющая храбрость, выбирается в качестве следующего воплощения богини.
Прогулка по площади Дурбар до храма Кумари Гхар — последний раз, когда ноги новоиспеченной кумари касаются земли. Теперь она сможет покидать свой дворец только для церемониальных целей.

Внутри дворца кумари переносят в золотом паланкине. С этого момента и до наступления половой зрелости кумари будет носить красную одежду, собирать волосы в пучок, а на лбу носить изображение огненного глаза. Затем девочка вернется к обычной жизни, а ритуал выбора кумари повторится вновь.
Хотите увидеть богиню Кумари своими глазами?
Мы с радостью ответим на все вопросы, касающиеся путешествия в Непал. Вы всегда можете написать в Telegram, Whatsapp, Viber, Вконтакте или отправить письмо по электронной почте namaste@nepalguide.ru.