Тханка: искусство буддийской живописи и просветления

В буддийской культуре, тханки обладают значительным влиянием и играют ключевую роль в постижении учения Будды. Исторически они применяются для обучения практикующих аспектам жизни Будды, его истории и традициям. Существуют тханки, на которых изображены божества в разных проявлениях, каждое из них несет свою уникальную цель и символику. Эти изображения несут в себе различные предметы и символизируют разнообразные аспекты, глубоко прорисованные с целью помочь практикующим в их медитативной практике.

В буддийской философии искусство рисования тханки рассматривается как одна из важнейших составляющих пяти великих предметов обучения. Согласно Ачарье Асанге (ок. 350 г. н. э.), каждый практикующий путь Бодхисаттвы должен изучить пять предметов: философию, искусство, грамматику, логику и медицину. 

Более того, область искусства включает в себя множество разнообразных направлений, в которые входит живопись, скульптура, резьба и гравюра. Живопись, же по преданиям буддистов, является лучшим из этих искусств: «Так же, как Сумеру — первая среди гор, Как Ганга — первая среди рек, Как Солнце — первое среди небесных тел, Как Гаруда — царь птиц, Как Индра — первый среди богов. Так что рисование является главным среди навыков».

Cакральное искусство создания буддийской тхангки

Тханка, которую по-разному называют Танка, Тангка или Тхангка, представляет собой тибетскую буддийскую картину на хлопке с шелковой аппликацией, обычно изображающую буддийское божество, сцену или мандалу. С тибетского языка слово «тханка» дословно переводится как «записанное послание». Это древняя форма сакрального искусства, зародившаяся в Тибете примерно в 11 веке. 

Изготовление тханок – это мастерство, которое передается из поколения в поколение. Художники используют специальные красители, включая натуральные минералы и металлические пигменты, чтобы создать яркие и долговечные изображения. Процесс создания тханок очень трудоемкий и требует внимания к деталям.

Буддийские тханки фокусируются на конкретном божестве и сцене, а их форма и окружающие детали богаты символикой, что превращает их в средство религиозного повествования и рассказа. Извлечение всех тонкостей и смыслов, скрытых в таких картинах, требует тренировки.

Тханки изначально создавались с целью помочь практикующему буддизм на пути к просветлению. Для практикующих тханка является мощным инструментом медитации. При фокусировке на изображениях, медитирующие могут достичь умиротворения и внутренней гармонии. Они также используются для визуализации.

Смысл тибетской тханки не ограничивается лишь религиозным искусством, он несет в себе глубокое почтение. Искусство становится истинно священным, когда оно вызывает в душе прямое переживание, превосходящее наше обыденное «я» и окружающий нас материальный мир.

Традиционная техника создания тханок тесно связана с духовными традициями и соблюдением строгих канонов, а это означает то, что у художников нет полноценной творческой свободы. Тем не менее, это не ограничивает возможности выражения творчества.

Самое важное в процессе создания тханки — установить глубокую духовную связь между художником и картиной. В этом контексте невозможно найти две полностью идентичные картины, даже если одна является копией другой. У каждой свой уникальный образ.

С каждым движением кисти рождается новое видение, новая интерпретация. Всякая работа обладает своей собственной жизнью и уникальным стилем, отображая новые аспекты и идеи при каждом движении кисти. С каждым мазком художник создает уникальную картину и взаимодействует в этом бесконечном океане творчества. 

Изображение Махакалы - охранника и защитника учения Будды

Краски и пигменты для рисования тханки

Тханка с изображением Будды Шакьямуни

Изображения создаются при помощи пигментов разнообразных оттенков. Традиционно, для этой цели чаще всего применяли клей и пигменты на водорастворимых основах, а также натуральные минералы. Однако и в наши дни используют как органические, так и неорганические пигменты.

Натуральные минералы извлекаются, дробятся и преобразуются в подходящие краски. Кроме того, палитра художника может включать в себя древесную пыль, цветы и акриловые краски.  

Искусство создания тханки требует тонкости мастерства и осуществляется при помощи нежных кистей. Помимо натуральных минералов и акриловых красок, для оформления тханок также часто используется золото и серебро.

Для создания подходящей краски из чистого золота, мастер разламывает само золото в тонкие листы, а затем нарезает его ножницами на небольшие кусочки. Он точно должен соблюсти соотношение 1:3, где на 1 грамм золота добавляется 3 грамма белой морской соли. Далее, художник стучит по золоту деревянным пестиком и добавляет немного чанга и кожного клея, стараясь не перегрузить состав. После чего медленно и осторожно расталкивает золото каменным пестиком до получения тонкой краски.

Соль, спирт, кожный клей и сукпа (местное лекарственное растение) играют важную роль в создании золотой краски. Для изменения цвета золота могут использоваться различные органические красители. Первый из них создается путем смешивания и кипячения тарбу (ягод облепихи или кустарника Hippophae Rhamnoides), седры (гранатового сока) и серцура.

Подготовка серебра аналогична обработке золота для использования в живописи или каллиграфии. Но этот подход немного проще: в каменный котел добавляется небольшое количество древесного угля и затем вливается горячее серебро. Мастер перемешивает их вместе, прежде чем они остынут. В результате из смеси образуется грубый порошок, похожий на цампу, который легко измельчить до нужной консистенции. Получившийся порошок чистого серебра помещается в каменную ступку и смешивается с теплой водой так же, как и при работе с золотом.

Помимо золота и серебра мастера тибетского живописи в работе также используют минеральные краски. Используемые минералы состоят из карбонатов меди, таких как азурит и малахит. Они имеют вид песка и доступны в трех оттенках: лазуритовый, малахитовый и бирюзовый. Их очищают, шлифуют и разделяют на значения для каждого цвета. Для перемешивания и получения необходимых оттенков используется вода.

Виды буддийских тханок

Как правило, тханки делятся на две большие категории: раскрашенные и сделанные из шелка с помощью аппликации или вышивки.

Иллюстративные изображения божеств известны как Палас. Это наиболее распространенный тип изображений. Паласы можно разделить на 4 основных категории:

  1. Мирные божества: Будда, бодхисаттвы, гуру и верховные учителя со спокойными, умиротворяющими чертами лица, которые помогают практикующим развивать качества Будды
  2. Гневные божества: божества-защитники, используемые для защиты буддизма и разрушения трех основных препятствий на пути к просветлению (гнева, жадности и невежества)
  3. Йидамы: особые божества, которые используются в медитации как средство познания собственной природы
  4. Мандалы: мистические диаграммы, состоящие из мантр, кругов и квадратов, каждый из которых имеет особое значение.
Самсара - колесо жизни

Школы традиционной буддийской живописи в Катманду

В Катманду, столице Непала, находится множество традиционных школ, где мастера и ученики создают тханки. Особенно известен район Боднатх, который считается одним из центров тханкового искусства. Боднатх – священное место для буддистов, известное своими монастырями и буддийскими храмами. В этом районе можно найти множество мастерских и школ, где художники и монахи трудятся над созданием тханок.

Гости наших туров имеют уникальную возможность не только увидеть процесс создания тханок, но и принять участие в мастер-классах, где им объяснят технику рисования и символику тханок. Если вы планируете путешествие в Непал, то посещение школ и мастерских в районе Боднатх станет важной частью вашего путешествия. Этот опыт поможет вам глубже понять культуру и искусство Гималаев, а также обогатит ваш культурный опыт и поможет получить дополнительное вдохновение.

Прикоснитесь к уникальным традициям Непала

Мы с радостью ответим на все вопросы, касающиеся туров в Непал. Вы всегда можете написать в Telegram, Whatsapp, Instagram, Вконтакте или отправить письмо по электронной почте namaste@nepalguide.ru.

Анастасия
Ваш гид в Непале

Хотите увидеть Гималаи своими глазами?

Задайте свой вопрос или оставьте заявку с помощью электронной почты namaste@nepalguide.ru или социальных сетей в любое удобное для вас время. Мы ответим вам в течение суток.