В тибетском буддизме, широко распространенном в Непале, существует множество богов и демонов. Некоторые из них имеют корни в индуистской мифологии, другие же берут начало в тибетской традиции. Несмотря на то, что большинство населения Непала исповедует индуизм, буддизм по-прежнему оказывает сильнейшее влияние на страну. Кроме того, Непал является родиной Будды Шакьямуни.
Понятие бога в буддизме
Одним из наиболее известных богов в тибетском буддизме является Авалокитешвара, бог милосердия. Он изображается с множеством рук и глаз, символизирующих его способность оказывать помощь многим существам одновременно. Еще одним из наиболее почитаемых богов является Манджушри, бог мудрости. Он изображается с мечом, который разрушает тьму невежества, и книгой, которая символизирует знание. Но что подразумевают буддисты, когда говорят о боге?
Существует несколько трактовок понятия «бог» в контексте буддизма.
В целом, можно сказать, что буддисты скорее не верят в какое-то конкретное божество, которое управляет миром и награждает или наказывает людей за их поступки, как это принято в монотеистических религиях.
Однако, в разных направлениях буддизма и в различных культурах, сильно повлиявших на распространение буддизма, возникли представления о божествах и духах, которые играют важную роль в религиозной жизни.
В тибетском буддизме, который сформировался под влиянием религии Бон, широко распространены образы богов и демонов, которые помогают людям достичь просветления и благополучия.
Эти боги и демоны, как правило, считаются символами определенных качеств и аспектов природы, а также проявлением коллективного бессознательного. Буддисты используют эти образы для медитации и практик, направленных на развитие осознанности и просветления.

Таким образом, понятие «бог» в буддизме имеет другое значение, нежели в монотеистических религиях. Буддисты не верят в существование всемогущего творца, но признают возможность существования духовных сил, которые играют определенную роль в религиозной жизни.
Среди демонов в тибетском буддизме наиболее известным является Яма, бог смерти. Он изображается в ужасающем виде и считается покровителем всех, кто сталкивается со смертью. Очень часто можно встретить буддийские картинки (тханки), изображающие демона Мара, который символизирует все те силы, которые мешают достижению просветления.

Буддийский пантеон включает множество богов и божеств.
Они часто изображаются на священных тханках и являются объектами медитации и поклонения для практикующих буддистов.
Наиболее почитаемыми из них являются:
- Будда Шакьямуни — основатель буддизма
- Авалокитешвара — бог милосердия, сотворитель добрых дел и защитник всех существ
- Манджушри — бог мудрости и интеллекта, символизирующий способность различать истины
- Ваджра-Ямантака — божество, которое представляет собой сочетание ямантаки (божества жизни и смерти) и ваджры (символа неразрушимости)
- Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) — индийский йогин и мастер буддизма, который принес учение в Тибет и считается основателем школы Ньингма
- Тара — богиня сострадания, которая помогает людям в трудных моментах и защищает от неблагоприятных событий
Для чего буддисты медитируют
Медитация в буддизме — это практика, которая помогает улучшить состояние ума и развить осознанность. Она является одним из ключевых элементов пути просвещения в буддизме.
В основе медитации лежит тренировка ума и сосредоточение на определенном объекте. Объектом медитации может быть дыхание, звук, образ мыслей или божество. Цель медитации — привести ум в состояние гармонии, достичь глубокой концентрации и понимания природы реальности, развить мудрость, сострадание и терпение.
Медитация может быть направлена на развитие способности сосредотачиваться и умерять отвлекающие мысли, просветление и развитие зрелого понимания реальности и осознание ее непостоянства, доброту, сострадание и развитие желания помочь другим людям.
Роль демонов в тибетском буддизме
Буддийские демоны являются символами негативных качеств, препятствующих достижению просветления. Вместо того чтобы бороться с демонами или отрицать их существование, в традиции тибетского буддизма обращают особое внимание на то, как правильно взаимодействовать с этими качествами.
Демоны представлены в различных формах и образах. Некоторые из них — это буквальные сущности, которые могут причинять физический или психологический вред, а другие — это символические представления отрицательных качеств и состояний ума.
Традиционно, в тибетском буддизме демоны считаются объектами для изучения. Практикующие используют ритуалы и медитации, чтобы понять природу демонов и преобразовать их отрицательную энергию в положительную.
Таким образом, в тибетском буддизме демоны играют роль символов негативных проявлений, которыми необходимо научиться правильно управлять. Практики и ритуалы, связанные с демонами, помогают практикующим расширять свое осознание и развивать способность управлять своим умом и эмоциями.


Каждый из демонов буддизма символизирует определенное негативное качество или проявление.
Наиболее известными из них являются:
- Ямараджа (Яма) — бог смерти и царь подземного мира. Он представляет собой силу, которая отвечает за отделение души от тела и переход в другие миры. В тибетской традиции Яма используется для практик и медитаций, связанных с процессом умирания и перерождения
- Мара — демон, который олицетворяет иллюзии и соблазны. Он является символом жажды, страсти и эгоизма, и его присутствие часто препятствует практикующим на пути к просветлению. В традиции тибетского буддизма Мара также символизирует силу, которая тестирует нашу силу воли и способность преодолевать препятствия
Эти демоны не являются объектами страха или поклонения в традиции тибетского буддизма, а скорее символизируют отрицательные качества, которые необходимо преобразовать в положительные силы. Практики и ритуалы, связанные с ними, направлены на развитие осознанности и способности управлять своим умом и эмоциями.
Место человека в тибетском буддизме
В тибетском буддизме человеческая жизнь рассматривается как возможность достичь просветления и освобождения от страдания. Человек в этой традиции должен использовать свое время на земле для развития духовной практики, достижения мудрости и развития сострадания ко всем живым существам.
Человек в тибетском буддизме не является ни богом, ни демоном, а представляет собой существо, которое имеет потенциал достичь просветления и помочь другим существам на этом пути. Он также понимает, что все живые существа переживают страдания и поэтому должны быть объектами сострадания и помощи.
Буддисты верят в то, что на протяжении жизни человек должен использовать свои усилия для преодоления отрицательных качеств и развития положительных. Практики медитации, контроля ума и развития сострадания помогают практикующим на этом пути. Цель такой практики — достичь просветления, освободиться от цикла перерождения и помочь другим существам в достижении этой же цели.
Тибетский буддизм в Непале
Непал — край шерпов и многих других народностей, исповедующих буддизм, поэтому религия оказывает значительное влияние на культуру страны. Здесь также проживает множество тибетских беженцев, покинувших свою родину после китайского вторжения, произошедшего в 50-х годах прошлого века.
Это родина многих известных буддистских храмов и монастырей, а также тантрических школ, которые используют ритуалы и медитации для достижения просветления. Кроме того, в Непале проводится множество фестивалей, которые отмечаются в честь Будды. Некоторые из них — Лосар и Будда Джаянти (Весак).
Прикоснитесь к уникальным традициям
Мы с радостью ответим на все вопросы, касающиеся путешествия в Непал. Вы всегда можете написать в Telegram, Whatsapp, Instagram, Вконтакте или отправить письмо по электронной почте namaste@nepalguide.ru.